О защите прав потребителей

15 МАРТА 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя.

Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Четырьмя основными правами, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителей внесла еще четыре пункта: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Впервые Россия отметила Всемирный день защиты прав потребителей в 1992 году, когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. В 2016 году этот день проходил под девизом «Исключить антибиотики из меню».

В нашем городе о соблюдении прав потребителей заботится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На сегодняшний день служба входит в состав территориального отдела, который охватывает еще четыре уральских города: Качканар, Кушву, Красноуральск, Лесной. Некоторые специалисты службы работают на несколько городов, они, что называется, — «на вес золота», так как ощущается нехватка персонала.

По словам начальника отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей, Натальи Ивановны ПЕТКЕВИЧ, за предыдущий год большая доля нареканий от нижнетуринцев поступала на качество услуг в сфере ЖКХ, банковского сервиса, обслуживания пластиковых окон, а также на качество мобильных телефонов и продуктов питания. Наталья Ивановна сообщает следующее. Обращения горожан в сфере ЖКХ отличаются в зависимости от сезона. Если говорить о весеннем периоде, то это жалобы на качество холодной воды. В зимний период — на несоответствующую нормам температуру горячей воды в кранах и радиаторах. При поступлении жалобы в письменном или электронном виде экстренно вопрос не решается в силу прописанных законом процедур. Поэтому на ее рассмотрение уходит не менее 30 дней со дня подачи. Сначала выпускается распоряжение о проведении внеплановой проверки, фиксируется в программе, после чего выходит приказ и назначается ответственное лицо. Далее уведомляется компания-нарушитель о сроках проверки. А за это время ситуация может кардинально поменяться, и проблема исчезнет сама собой. Например, в день проверки, как это не единожды случалось, волшебным образом температура горячей воды как в кранах, так и в батареях жильцов «дотягивает» до норматива. За ненадлежащее оказание услуг и выполнение работ, выявленных после проверки, выносятся постановления по делам об административных правонарушениях и налагаются штрафы.

Касательно услуг банковского сервиса, можно выделить обращения, связанные с взиманием незаконных комиссий при оформлении потребительских кредитов, а также навязывании страховок при заключении кредитного договора. Особенно этим грешат ПАО КБ «УБРиР» и ОАО «Восточный экспресс банк», сравнительно меньше подобных жалоб на ВТБ 24 (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», Кредитный Потребительский Кооператив «Первый» (КПК «Первый»). Если подобная проблема возникает у потребителей непосредственно с банком, то она решается только через суд. В случае с КПК ее можно решить на месте — руководство кооператива идет на заключение мирового соглашения при обращении гражданина, знающего свои права. Наталья Ивановна рекомендует более ответственно подходить к выбору кредитной организации, с которой планируется заключить договор, и внимательно изучать документы до их подписания. При появлении малейших сомнений в нарушении прав потребителей следует провести экспертизу кредитного и любого другого договора в Территориальном отделе федеральной службы по надзору.

С конца прошлого года не перестают поступать обращения от граждан на организации, занимающиеся установкой пластиковых окон. Люди, согласно договору, за несколько месяцев до начала работ вносят предоплату, а в назначенный день к ним никто не приезжает и телефонные трубки не берет. Как выясняется позже, фирма, в условиях нынешней экономической ситуации, обанкротилась. Причем это касается организаций, существовавших достаточно давно на рынке пластиковых окон, но не сумевших «удержаться на плаву». Понятно, что в таком случае, представители Роспотребнадзора помогают подготавливать документы для судебного разбирательства, но, как правило, очень мала вероятность возврата предоплатных средств их хозяину. Так как фактически организации уже не существует, и учредители по закону не несут ответственности по обязательствам общества.

Жалобы на качество мобильных телефонов поступают с начала их продажи в нашем городе. Как правило, выявляется либо заводской брак, либо еще хуже — «серый» товар. Судебная схема в этом вопросе хорошо отлажена — потребитель обычно выигрывает дело. Вопрос во времени. Если индивидуальные предприниматели стараются заботиться о своей репутации, признают факт нарушения, возмещают ущерб и в дальнейшем более внимательно относятся к закупу товара, то сетевые магазины по продаже мобильных телефонов, типа «Связного», не жаждут возвращать деньги за некачественный товар, всячески затягивая судебный процесс.

Меньше всего жалоб поступает на продукты питания, одежду и обувь. Обычно такие вопросы решаются, как говорится, «у прилавка», где происходит обмен товара ненадлежащего качества или осуществляется возврат денег за него.

Вопросы, касающиеся, например, содержания общедомового имущества (ремонт, покраска, уборка) не регулируются законодательством о защите прав потребителей и относятся к компетенции Государственной жилищной инспекции. Жалобы, связанные с качеством городских и поселковых дорог, следует направлять в местный отдел ЖКХ, строительства и ремонта.

Напоследок хочется напомнить всем читателям, что свои права нужно знать и уметь их отстаивать. Особенно в настоящее время, когда информационные ресурсы стали намного доступнее.

Другие публикации

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.