Поле битвы — ЖКХ

Казалось бы, столь мирная сфера, как сфера ЖКХ, за несколько десятилетий в постсоветской России должна была бы уже «устаканиться» и стать далёкой от страстей сегодняшнего дня. Но не тут-то было!

Аббревиатуры ТСЖ, ГБУ, МУП, ГУП, ДЕЗ и прочих учреждений, связанных с управлением жилищно-коммунальным хозяйством, часто напоминают нам поле боевых действий между огромной массой практически бесправных потребителей коммунальных услуг и теми, кто в силу своих профессиональных обязанностей должен этой огромной массе населения России предоставлять жилищно-коммунальные услуги своевременно, в указанные в законах сроки и по определённым тарифам.

Но с сожалением надо признать, что в нашей стране как-то всё не так, всё по-черномырдински, при этом у нас неистребимый законотворческий зуд! Судите сами, от старой Госдумы к новой перешло более 20 000 непринятых законов или поправок к ним. На данный момент осталось где-то около 50 неотработанных документов. Но при этом надо учесть интересную деталь — многие из нового состава думцев из перешедших к ним «по наследству» законодательных документов большинство просто отправили в корзину по одной простой причине — у новых своих законов полно, а прежние некому стало защищать, т.к. их авторы не прошли в новый состав депутатского корпуса. И так, заметьте, по всей стране — от городских Дум, Заксобраний до Госдумы. Да и как иначе? Сегодня Кудрин, Силуанов, Орешкин, Назаров определяют экономическую политику России. Теперь их, мягко говоря, «предложения» неукоснительно принимаются новой волной единороссов. Кстати, Назаров — главный автор новой пенсионной реформы. Это человек, которого готовили в Канаде, там он стажировался. Чтобы охарактеризовать «облико морале» этого чиновника, достаточно процитировать одно из его высказываний. Вы только послушайте! «Институты, некоторые из которых существовали тысячелетиями, например, семья и церковь, или, например, пенсионная система теперь теряют актуальность либо совсем исчезают. Социальное государство — это, безусловно, тормоз!». Вот только тормоз для чего? Для ещё большего обогащения очень ограниченного числа людей?!

Вот поэтому сфера ЖКХ как социально значимая и будет основным полем битвы с населением противников социального государства. И о том, что мы, потребители услуг ЖКХ, начинаем проигрывать в этой битве, говорят неутешительные цифры статистики. А говорят они о том, что расходы россиян на оплату ЖКУ растут куда быстрее, чем их доходы в номинальном выражении. При этом сокращается доля семей, получающих субсидии на их оплату. Это социально опасный разрыв, сократить который могло бы государство. Но, увы, вложения государства в сферу ЖКХ сокращаются на треть. По данным Росстата, счета россиян за ЖКУ за 4 года, начиная с 2013 г. по 2017 г., увеличились в два раза — это больше, чем их доходы. За 4 года платёж в расчёте на 1 человека увеличился в среднем на 39,5% (с 1598 до 2229 руб.), а номинальные денежные доходы населения выросли в среднем всего на 21% (с 25 928.2 до 31 477.4 руб.).

С учётом инфляции и за вычетом обязательных платежей реальные доходы населения за те же 4 года сократились на 10,8%. По закону, тарифы не должны превышать инфляцию за предыдущий год. Но в России законы, похоже, и существуют для того, чтобы их нарушали, т.к. тут же издаются дополнительные подзаконные акты, разрешающие региональным властям превышать этот показатель. Ко всему этому можно добавить риск роста цен на услуги ЖКХ по политическим мотивам. Так, недавно группа О. Дерипаски, попавшая под санкции США, попросила повысить тарифы в Иркутской области (и не только там), чтобы компенсировать себе потери от санкций.

В 2012 году проблему ЖКХ опрошенные жители поставили на 1 место по важности среди нерешённых, в связи с чем она даже попала в Указ Президента РФ № 600. Прошло 6 лет. В мае этого года треть опрошенных отметила, что за эти годы не было сделано ничего полезного, а ситуация в ЖХК только ухудшилась. Ну что ж, битва за услуги ЖКХ пока не в нашу пользу. Чтобы она шла хотя бы с переменным успехом, во многих городах страны для тысяч неравнодушных граждан, которые смеют интересоваться, куда же уходят миллиарды рублей, перечисляемых нами как за реальные, так и за мнимые услуги, создаются обучающие семинары. Есть такая группа людей, объединённых в Совет старших по домам, и в нашем городе Лесном. Руководитель Совета Н.С. Кузнецов подтвердил, что в сентябре-октябре вновь начнутся занятия для пытливых потребителей ЖКУ. Ну а сейчас мы с вами попытаемся отследить как новшества в сфере ЖКХ-услуг, так и необходимые действия при их исполнении.

Итак, в июле 2018 г. закончилось I полугодие — сложное, противоречивое, насыщенное принятием нормативных документов по вопросам ЖКХ и управления домами. Поэтому сейчас крайне важно проанализировать все эти документы и утвердить план работ на II полугодие 2018 года, если кто ещё этого не сделал. Общие собрания жильцов МКД, согласно Жилищному кодексу, включают в себя следующие темы:
— о порядке пользования общим имуществом и придомовой территорией;
— об организации работ по содержанию и ремонту общего имущества дома;
— о внесении изменений и дополнений в Договор управления домом с УК в связи с новыми законами, касающимися обслуживания общего имущества и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Приведу пример. Утратил силу один из самых проработанных и обоснованных документов по вопросу содержания жилфонда (Постановление Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г.). Минстрой РФ добился всё-таки своего — утвердил новые «Правила и нормы технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме». Полный текст документа опубликован на сайте министерства. Новые правила устанавливают:
— порядок содержания общего имущества в рамках минимального перечня услуг и работ;
— стандарты надлежащего технического состояния общего имущества;
— порядок выполнения и финансирования текущего ремонта общего имущества;
— особенности содержания объектов общего имущества в МКД;
— порядок проведения работ при аварийном ремонте, как он сработает в регионах — покажет только время.

Ещё одним новшеством является приказ о критериях стандартного жилья, подготовленный Минстроем РФ. Согласно этому приказу, управляющие компании и товарищества собственников жилья должны отчитываться перед собственниками квартир о рассмотрении жалоб и предложений и о принятых по ним решениях. Жильцы также должны быть оповещены об ущербе, нанесённом действиями УК общему имуществу дома. В приказе также отмечается, что УК и ТСЖ должны информировать граждан о суммах, полученных по договорам аренды общего имущества и за эксплуатацию рекламных конструкций. Приказ носит односторонний характер — УК должны будут постоянно доказывать, что они хорошие. Из подготовленного Минстроем РФ приказа также следует, что если у жителей имеются претензии к «Годовому отчёту», к тому же если УК и ТСЖ его и вовсе не предоставляли, то собственники жилья вправе потребовать от этих организаций возврата экономии, полученной ими при оказании ЖК-услуг.

Вновь рассматривается вопрос о страховании жилья от стихийных бедствий, корни которого уходят ещё в 2010 год. Идею страхования жилья решили сделать добровольной, и в таком виде её и одобрили депутаты Госдумы в 2015 году. Теперь Минфин РФ подготовил и опубликовал поправки к этому закону, суть которых, невзирая на декларируемую добровольность, всё же ЗАСТАВИТЬ жильцов МКД страховать свои дома и квартиры. Тогда стихийные бедствия станут головной болью граждан, а не государства! При этом Минфин хочет не просто снять обязанность с бюджета по компенсации гражданам, потерявшим жильё, оно хочет обеспечить клиентами ещё и страховщиков.

Далее мне бы хотелось остановиться на Федеральном законе № 261, который ОБЯЗЫВАЕТ тех, кто несёт ответственность за содержание МКД, ЕЖЕГОДНО разрабатывать и представлять собственникам помещений План мероприятий по энергосбережению. В этом плане УК должны указывать сведения о мероприятиях по энергосбережению, их стоимость и сроки окупаемости. Так как переходы на прямые договоры, по мнению специалистов, неизбежно приведут к удорожанию тарифов на ЖКУ, перед жителями МКД остро встанет вопрос об упорядочении потребления, учёта коммунальных услуг и энергосбережению в каждом доме.

Хочу также напомнить всем жителям МКД, что Минстрой РФ Приказом № 43 от 26.01.2018 г. обновил форму платёжных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. В связи с этим Приказ № 924 от 2014 г. перестаёт действовать. Новая платёжка состоит из 6 разделов вместо 8-и в старой. Новой формой платёжки исключены 2 раздела, касающиеся «Информации для внесения взноса на капитальный ремонт» и «Расчёт размера взноса на капитальный ремонт».

Также чиновники министерства разработали тарифные планы, которые будут зависеть от нескольких величин: от времени потребления услуг, от их объёма, от способов и сроков их оплаты. В связи с этим все ЖКУ поделят на 3 пакета:
— пакет «Эконом», где будут установлены минимальные цены с чётким перечнем условий. Тариф будет включать фиксированный объём потребления и определённую систему оплаты;
— пакет «Стандарт» будет включать оплату ЖКУ по тарифу в соответствии с их фактическим потреблением. При этом пользователи получат стандартный набор сервисов;
— пакет «Всё включено» будет содержать фиксированный ежемесячный платёж, который не будет зависеть от фактического объёма потребления. Пользователи получат дополнительный набор сервисов.

А теперь вкратце вернёмся к обсуждению Постановления № 331, вопросов к исполнению которого за прошедшие месяцы меньше не стало. Я уже писала об этом Постановлении, которое обяжет УК и ТСЖ раскрывать все сметы и тарифы, на звонки отвечать быстро, с авариями справляться оперативно, а слесари и электрики обязаны заходить в квартиру в униформе и с бейджами. Но как это постановление будет реализовано на практике — не совсем понятно. Ведь ЖКХ в России — не просто сложное хозяйство, оно ГИГАНТСКОЕ, годовой оборот в этой сфере измеряется сотнями миллиардов рублей. В многоквартирных домах в нашей стране живёт 100 млн человек, и обслуживает эти дома 21 000 управляющих компаний. Нормативными актами подтверждено, что жильцы МКД вправе запросить у УК и ТСЖ информацию о стоимости ЖКУ, о данных общедомовых счётчиков, о том, почему не был сделан перерасчёт по итогам и по другим вопросам. УК и ТСЖ обязаны в 3-дневный срок дать письменный ответ.

Ну что ж… «пора остановиться», так как пытливый пользователь ЖКУ получил уже определённую информацию для проработки. А новые нормативные акты будут вновь сыпаться как из рога изобилия в наше многострадальное коммунальное хозяйство. А нам лишь придётся утешать себя тем, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Тамара МЕЛЕНТЬЕВА, г. Лесной.

P.S. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Галину Николаевну Лохматову, участника семинара Совета старших по домам в г. Лесном, за посильную помощь, оказанную мне в сборе информации по нововведениям в сфере ЖКХ-услуг.

Другие публикации

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.