Дьявол кроется в деталях

Обновление системы уличного освещения в Нижней Туре — дело нужное и правильное. Горожане устали бродить по улицам в потёмках. Вопросы возникают только к цифрам контракта «Проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории Нижнетуринского городского округа».

В ДУМЕ НТГО
С самого начала появления этого энергосервисного контракта специалисты отмечали странности в планах технической и финансовой реализации проекта. Деньги на энергосберегающий контракт выделили и город, и область. Дума НТГО проголосовала за выполнение его практически вслепую. Перед заседанием Думы депутаты получили на электронные почты документацию к контракту. В полученной ими документации постоянно мелькал город Алапаевск (депутаты получили плохо переделанную версию установки системы уличного освещения в Алапаевске), не было точного расчёта необходимых работ и их стоимости. Тем не менее, большинство депутатов НТГО решили поддержать контракт, в котором частенько упоминался Алапаевск.

СМЕТЫ НЕТ, НО ЕСТЬ ЗАКУПКА
Проекта работ у энергосервисного контракта по замене уличных светильников в Нижней Туре не было до начала работы подрядчика.
Цитата из документа «Закупки № 0862300044018000041» с сайта госзакупок: «Схемы расположения опор, на которых будут осуществлять замену ламп освещения, предоставляются Исполнителю в течение 5 (пяти) дней с момента заключения контракта».
Проект будущих работ заказчик и исполнитель продумали после того, как в соответствии с федеральными нормами контракт был разыгран на торгах, и был (о чудо!) успешно выигран единственным участником торгов: компанией ООО «ЕЭС-Гарант». При этом сумма торгов на сайте госзакупок была определена неизвестным способом (цитата из документа с торгов): «места проведения энергоэффективных мероприятий определяются Исполнителем по результатам проведённого обследования объекта энергосервиса». Это значит, что Заказчик не производил оценки необходимых работ. Простыми словами, не знал, что нужно будет делать, но сметы на работы составил.
Ключевые аспекты «Закупки № 0862300044018000041»:
Статья 19. Энергосервисный договор (контракт).
2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Из Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе «Проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории Нижнетуринского городского округа», составленного 23 июля 2018 года, становится ясно, что экономия в денежном выражении расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса (электрической энергии) составит 44 327 272 рубля. И это за пять лет. Срок действия контракта: с момента заключения по 31 декабря 2023 г. Сами работы должны быть выполнены в течение 6 (шести) месяцев со дня заключения настоящего Контракта. Период получения экономии от проведения энергоэффективных мероприятий: с даты заключения контракта по 31.12.2023 г.
За пять лет новые, энергосберегающие лампочки сэкономят Нижней Туре 44 миллиона рублей. Положительный эффект очевиден. Разве не так?
При этом Администрация НТГО выплатит исполнителю: в 2018 году 0 рублей; в 2019 году — 11 508 411,85 рублей; в 2020 году — 11 508 411,85 рублей; в 2021 году — 11 508 411,85 рублей; в 2022 году — 11 508 411,85 рублей; 2023 году — 11 508 411,85 рублей. То есть около 57 миллионов рублей.
После таких расчётов даже я готов согласиться, что энергосбережение — это эффективно. Но если подойти к случайному инженеру-энергетику и попросить его произвести расчёт стоимости контракта, несомненно похожего по входящим условиям на Нижнетуринский энергосервисный контракт, то инженер-энергетик довольно быстро выдаст нижеследующие расчёты затрат на энегосбережение городского округа, общая сумма которых равна примерно 34 миллионам 242 тысячам рублей. Это несколько меньше, чем сумма, заявленная на торгах.

ДЕТАЛИ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО КОНТРАКТА
Но вернёмся к энергоэкономическому контракту. Давайте окунёмся в превратности его Технического задания. Есть в нём интересные детали, а именно: замена участков сети уличного освещения, находящихся в ветхом состоянии и не отвечающих техническим требованиям на СИП в количестве 66800 м. Речь идёт о 66 километрах провода. Возникает закономерный вопрос: это с запасом? Другой вопрос: а они точно купят 66 километров кабеля? У нас в Нижней Туре нет такой протяжённости сетей, тем более ветхих.
Следующее: на эти работы отсутствует проект электроснабжения, проект производства работ. Соответственно непонятно, какие работы были осмечены на 57 миллионов рублей. Сметы в контракте также нет. При этом общеизвестно, что в сетях уличного освещения опоры и провода принадлежат Нижнетагильским электрическим сетям, а сами светильники — муниципалитету. Отсюда вопрос: как будут меняться «чужие» опоры и «чужие» провода (и технически, и финансово — муниципалитет ремонтирует за свой счёт чужое имущество), куда будут деваться рабочие демонтированные светильники в количестве более 1000 штук и десятки километров провода? Что будет с опорами, которые принадлежат Нижнетагильским электросетям?
Ну и самое «сладкое», что на странице № 9 Технического задания отсутствуют требования к техническим характеристикам светильников (марка, завод изготовитель, марка диодов). Поясню для непрофессионалов. Сейчас полно светодиодных светильников с коэффициентом пульсации светового потока в 50-70%. Они безумно дёшевы. Также на рынке масса «разогнанных» светильников, на платы которых подаётся повышенный ток. Коэффициент деградации такого светильника резко возрастает, его характеристики, вследствие перегрева, ускоренно ухудшаются, и срок его службы кратно меньше качественного светильника. «Разогнанные» светильники кратно дешевле «качественных», поэтому принципиально важно в Техническом задании указывать именно технические требования к светильникам и их компонентам. Эти требования перечислены в последней таблице Технического задания. Но там указаны сверхвысокие характеристики в части эффективности (131 Лм/Вт), а таких светильников на рынке пока нет. Вернее есть, но их мало и они дороги. И хотя есть не серийные/новейшие образцы с характеристикой 160 Лм/Вт, но это, всё-таки, не серийные образцы, и качество у них соответствующее. Так что, какие светильники следует ожидать нам в Нижней Туре, можно только догадываться.
Техническим заданием предусмотрено, что Исполнитель делает единственный замер освещённости УДС сразу поле монтажа системы. Но важнейшей характеристикой светильника является «коэффициент деградации». Светодиод «выгорает» в процессе эксплуатации (из-за постоянного нагрева), и его световой поток постоянно снижается. У качественных диодов это снижение составляет 1-3% в год. У некачественных может достигать 30-50% в год. Поэтому важно проводить периодические замеры качества работы системы освещения. Или отправить несколько светильников на экспертизу.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ
Большое значение в энергосервисном контракте имеет то, каким образом концессионер будет получать прибыль от его реализации. Прибыль концессионер должен извлекать из полученной экономии от эксплуатации системы наружного освещения. Но в нижнетуринском контракте старые сети освещения (которые назначены неэффективными и энергозатратными) в большинстве своём остаются нетронутыми. Вместо замены старых светильников, старых проводов и старых опор строятся новые участки сети (по улицам Гайдара, Декабристов, Береговой), там смонтированы новые опоры, которые предполагалось использовать для замены старых (аварийных). То есть масштаб сети освещения в городе увеличивается. Объём затрат на старые сети остается прежним, плюс к нему добавляются затраты на содержание новых участков сети. Затраты в целом по городскому округу возрастут, соответственно экономии у концессионера, скорее всего, не будет. За счёт чего концессионер будет получать прибыль? За счёт разовых дополнительных договоров с администрацией НТГО до 100 тысяч рублей? Остаётся только гадать…
И. НЕПРЕДВЗЯТЫЙ.
Фото автора

Другие публикации

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.