«Стратегия – не догма, а руководство к действию»

21 декабря прошли публичные слушания по проекту Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Лесной» до 2035 года. Его представил председатель комитета экономического развития, торговли и услуг администрации Юрий Толшин.

Работа над стратегией была начата в 2017 году. В июне текущего года в Екатеринбурге состоялось заседание Совета стратегического развития Свердловской области, на нём главой города Сергеем Черепановым был представлен проект Стратегии, содокладчиком выступил генеральный директор комбината «Электрохимприбор» Сергей Жамилов. Стратегия была в целом защищена, но её рекомендовали доработать с учётом замечаний и предложений и после организовать совместную с Госкорпорацией «Росатом» работу по согласованию проекта Стратегии, что и было выполнено. Теперь слово – за Думой городского округа, которая должна утвердить Стратегию, после чего в 2019 году начнётся разработка плана её реализации.

Стратегия определяет миссию, цели и задачи социально-экономического развития городского округа «Город Лесной» на долгосрочный период. Городской округ «Город Лесной» должен стать центром притяжения человеческого капитала, инвестиций и технологий при сохранении статуса ядерного «щита» страны. Миссия определяет стратегические ориентиры и смысл существования территории и указывает на превращение города из выполняющего подчиненную роль по отношению к градообразующему предприятию в современный многопрофильный город с развитыми наукоемкими производствами. Эти обстоятельства позволят создать на их основе благоприятную комфортную среду проживания для жителей городского округа «Город Лесной».

 Главной целью развития городского округа «Город Лесной» является трансформация городского округа «Город Лесной» в динамично развивающийся, конкурентоспособный и комфортный для проживания центр возможностей. Для достижения главной цели необходима реализация ряда основных стратегических подцелей. А именно: создание условий для сохранения, привлечения и развития человеческого капитала; повышение конкурентоспособности и преодоление монопрофильного характера экономики городского округа; создание благоприятного инвестиционного климата; формирование комфортной и безопасной городской среды; повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и городского сообщества.

В проекте Стратегии представлен анализ системных проблем и сильных сторон муниципального образования, а также потенциальных возможностей и угроз, что позволило определить два основных сценария развития городского округа «Город Лесной» – инерционный и базовый. В случае форсированного развития экономики городского округа «Город Лесной» предусматривается прорывной сценарий развития.

За основу взят БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ, который предполагает, что будут приняты меры, направленные на преодоление ресурсных ограничений. Он предусматривает более высокие темпы привлечения инвестиций, ускоренное развитие новых производств, а также создания новой, более эффективной технологической базы, что обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики и, как следствие, качественные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения.

В данном сценарии намечается значительный рост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за период 2018-2035 годов к уровню 2017 года (в сопоставимых ценах) – в 5 раз. Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций, в том числе за счёт создания территории опережающего социально-экономического развития. Планируется, что уровень заработной платы к 2035 году увеличится до 79 тыс. рублей.

Данная динамика позволит: переломить тренд снижения численности населения в сторону увеличения с постепенным достижением значения на уровне 2016-2017 годов, а в перспективе и увеличить до 52 тыс. человек к 2035 году; увеличить численность высококвалифицированных кадров, в том числе за счёт привлечения специалистов с других территорий; избежать интенсивного оттока самой активной и талантливой молодёжи в крупные города.

ПРОРЫВНОЙ СЦЕНАРИЙ учитывает все тенденции, предусмотренные в базовом сценарии развития. При этом планируется, что создание и развитие новых производств будет происходить более форсированными темпами, в том числе в рамках территории опережающего социально-экономического развития, что позволит привлекать инвестиции в размере 8 730 млн рублей ежегодно, создать порядка 4-5 тыс. новых рабочих мест – что, в свою очередь, позволит привлечь на территорию еще около 7,0 тыс. человек.

В данном сценарии намечается рост численности населения до 60,0 тыс. к 2035 году за счёт увеличения рождаемости, снижения смертности и привлечения на территорию молодых специалистов с семьями. При этом численность трудоспособного населения достигнет 36,0 тыс. человек, или 60 процентов от общей численности населения. Планируется, что уровень заработной платы к 2035 году увеличится до 90,0 тыс. рублей.

Наряду с развитием экономического потенциала планируется также обеспечить достижение уровня удовлетворенности населения качеством предоставления услуг в сферах ЖКХ, транспортного обслуживания, образования, культуры и спорта на уровне 85 процентов.

Среди основных механизмов реализации Стратегии хочется выделить вовлечение городского сообщества в процессы реализации проектов развития городских территорий, то есть речь идёт о необходимости общественного договора, в результате которого горожане должны быть убеждены, что процедуры и регламенты процессов обсуждения прозрачны, открыты и полны информации. Также не менее важно партиципаторное (инициативное) бюджетирование – непосредственное участие граждан в распределении средств местного бюджета, специально зарезервированных для этих целей. Это позволит дополнить вертикальную структуру управления системой горизонтального контроля, сформировать эффективный канал обратной связи между органами местного самоуправления и гражданами; вовлечь в принятие управленческих решений экономически активное население среднего возраста, которое мало участвует в работе институтов представительной демократии; стимулировать органы местного самоуправления к поиску управленческих решений, учитывающих местную специфику.

Выступая по завершении представления проекта Стратегии, депутат городской Думы Геннадий Моськов отметил, что особенно важен этот документ тем, что в нём наконец синхронизировались задачи развития городского округа и градообразующего предприятия для совместной реализации намеченных задач. «Стратегия – не догма, а руководство к действию как для депутатов городской Думы, которые будут формировать бюджет в рамках реализации Стратегии, так и для администрации по формированию целевых программ, стратегических проектов и инициатив», — подчеркнул Геннадий Леонидович.

А глава города, подводя итог слушаниям, сказал: «Мы прекрасно понимаем, что у нас наступает ответственное время реализации Стратегии. И здесь мы снова будем работать вместе: Дума, администрация, комбинат «Электрохимприбор», городские предприятия и учреждения – и достигать намеченных целей. Реализовывать мы будем базовый сценарий, но стремиться – к прорывному», — заключил Сергей Черепанов.

А. РОКОТОВА.

P.S. С полным текстом Стратегии можно ознакомиться на сайте www.gorodlesnoy.ru

Другие публикации

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.